Министерство труда и социальной защиты Республики Крым

Федеральный закон РФ от 28 декабря 2013 года №442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон). Закон направлен на развитие системы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, повышение его уровня, качества и эффективности. Действие Закона распространяется на граждан Российской Федерации, на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, беженцев.

Социальное обслуживание основывается на заявительном принципе. Предоставление социальных услуг и отказ от них возможны только с учетом волеизъявления получателя. О предоставлении социальных услуг гражданин (его законный представитель) может обращаться непосредственно сам или по его просьбе иные граждане, государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения непосредственно к поставщику социальных услуг с письменным либо электронным заявлением о предоставлении социального обслуживания.

Установлены обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании. К числу таких обстоятельств относятся, в частности, полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности; наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе; наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации; отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними; наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье; отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; отсутствие работы и средств к существованию. Иные обстоятельства, наличие которых может быть признано ухудшающим или способным ухудшить условия жизнедеятельности граждан, устанавливаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Закон предполагает индивидуальный подход к установлению получателям необходимых им социальных услуг исходя из потребности гражданина в социальных услугах. С учетом оснований, по которым гражданин был признан нуждающимся в социальном обслуживании, определяется индивидуальная потребность в социальных услугах и составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг. В случае изменения места жительства получателя социальных услуг индивидуальная программа, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие в объеме перечня социальных услуг по новому месту жительства, до составления индивидуальной программы по новому месту жительства.

Социальные услуги предоставляются на основании договора, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином либо его законным представителем, на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг в суточный срок с даты представления индивидуальной программы предоставления социальных услуг поставщику социальных услуг. В договоре определяются предоставляемые социальные услуги, перечисленные в индивидуальной программе предоставления социальных услуг, их стоимость в случае, если они предоставляются за плату (частичную плату). Поставщики обязаны предоставлять социальные услуги в соответствии с индивидуальной программой и условиями договора, а также порядком предоставления социальной услуги. Согласно порядку предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, срок составления индивидуальной программы не должен превышать 10 рабочих дней с момента обращения гражданина.

Социальные услуги предоставляются получателям в форме социального обслуживания:

- на дому;

- в полустационарной форме – предоставляются их получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток;

- в стационарной форме – предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) пятидневном (в неделю) или круглосуточном проживании в организации социального обслуживания.

В качестве самостоятельного вида социальных услуг определены срочные социальные услуги, предоставляемые без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг в целях оказания неотложной помощи в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг.

Законом определяются условия предоставления социальных услуг на бесплатной и платной основе, а также категории граждан. Которым социальные услуги предоставляются бесплатно и за плату на дому, в полустационарных и стационарных условиях.

В соответствии с Законом Республики Крым от 10 декабря 2014 года №41-ЗРК/2014 социальные услуги предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг равен полуторной величине прожиточного минимума. В 2015 году в Республике Крым размер предельной величины среднедушевого дохода для пенсионеров составляет 6735 рублей.

Кроме того, социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания, предоставляются бесплатно гражданам из числа:

- одиноких пенсионеров, достигших возраста 55 лет – женщины, 60 лет – мужчины;

- инвалидов 1,2 групп общего заболевания, независимо от возраста;

- одиноких граждан, дети которых достигли пенсионного возраста;

Законом предусмотрено социальное сопровождение граждан при предоставлении социальных услуг, предполагающее содействие в предоставлении медицинской. Психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, основывающееся на межведомственном взаимодействии организаций, оказывающих такую помощь. Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе предоставления социальных услуг.

Закон содержит нормы, предусматривающие осуществление контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, в том числе общественного контроля, в соответствии с Законом Российской Федерации о защите прав потребителей.



Последнее обновление: 21 января 2015, 16:27